Географы и путешественники |
АМУНДСЕН (Amundsen)Pyaл (1872—1928),
норвежский полярный путешественник и исследователь. Родился в провинции Эстфолл
(в Борге) в семье потомственных мореплавателей. После гимназии поступил на
медицинский факультет университета в Христиании, но через два года ушел из
университета и нанялся матросом на парусную шхуну, отправлявшуюся на промысел
тюленей в Гренландское море. Проплавав два года, сдал экзамен на штурмана
дальнего плавания. В 1897—99 в качестве штурмана участвовал в бельгийской
антарктической экспедиции на судне «Бельжика». По возвращении снова держал экзамен и
получил диплом капитана дальнего плавания.
В 1900 приобрел небольшую парусную шхуну «Иоа». С экипажем из семи человек
впервые в истории мореплавания прошел на ней в 1903—06 от Гренландии до Аляски
по морям и проливам Канадского Арктического архипелага, открыв Северо-западный
проход с востока на запад, из Атлантики в Тихий океан. Во время экспедиции
провел ценные геомагнитные наблюдения в области Канадского Арктического
архипелага, нанес на карту более 100 островов.
В 1910—12 возглавил экспедицию в Антарктиду с целью открытия Южного полюса на
корабле «Фрам», принадлежавшем Ф. Нансену, который был в то время послом
Норвегии в Великобритании. Единственным ненорвежцем в экипаже «Фрама» был
русский моряк и океанограф Александр Степанович Кучин. В январе 1911 Амундсен со
спутниками высадился в Китовой бухте на ледник Росса, основал базу и стал
готовиться к походу на Южный полюс. В октябре того же года группа, в которую
кроме Амундсена вошли О. Вис-тинг, С. Хассел. X. Хансен и У. Бьелланн,
стартовала на четырех собачьих упряжках и 17 декабря 1911 достигла Южного
полюса, на месяц опередив экспедицию англичанина Р. Скотта. В Антарктиде открыл
горы Королевы Мод.
В 1918—21 построил на собственные деньги судно «Мод» и проплыл на нем с запада
на восток вдоль северных берегов Евразии, повторив дрейф Нансена на «Фраме». С
двумя зимовками прошел от Норвегии до Берингова пролива, в который вышел в 1920.
В 1923—25 несколько раз пытался достичь Северного полюса. В мае 1926 возглавил
первый трансарктический перелет через Северный полюс на дирижабле «Норвегия». Два года спустя
Амундсен на французском двухмоторном гидроплане «Аатам-47» вылетел из Тромсё на
поиски экспедиции генерала У. Нобиле. Этот полет стал последним в жизни
норвежского исследователя: во время перелета из Норвегии на Шпицберген он
потерпел аварию и погиб в Баренцевом море. Единственное, что удалось обнаружить,
был поплавок с надписью «Латам-47», выловленный рыбаками неподалеку от острова
Медвежий.
Именем Амундсена названы гора в восточной части Антарктиды, залив в Северном
Ледовитом океане, море у берегов Южного континента и американская антарктическая
полярная станция Амундсен-Скотт. На русский язык переведены его работы «Перелет
через Ледовитый океан», «На корабле "Мод"», «Экспедиция вдоль северного
побережья Азии», «Южный полюс» и пятитомное собрание сочинений.
«Он навеки займет особое место в истории географических исследований... В нем
жила какая-то взрывчатая сила. На туманном небосклоне норвежского народа он
взошел сияющей звездой. Сколько раз она загоралась яркими вспышками! И вдруг
сразу погасла, а мы все не можем отвести глаз от опустевшего места на
небосводе». Ф. Нансен.